Hoвости
Создать предложение на рынке, которого фактически не существовало. Именно так сделал молодой предприниматель Асан Дюсупов, когда не смог найти поставщика для установки домашнего турника. В тот же момент он решил производить турники ручной сборки для квартир и домов. Спустя пять лет проект финалиста конкурса «Построй свой бизнес» масштабно застраивает площадки для стрит-воркаута и кроссфита широкому кругу клиентов.
О начале
Этот стартап был основан в 2010 году. Все началось с того, что у меня возникла мысль установить турник для дома. Я зашел в интернет, не нашел не одного предложения. Параллельно появилась вторая мысль, делать турники самому. Выложил объявление и в тот же день нашел первого клиента. Я еще даже не знал, как я это буду делать. Нашел сварщика, он мне сделал турник, за который я получил оплату от первого клиента.
Для создания первого турника, мы просто взяли опыт наших украинских коллег. По их размерам и модели сделали первый турник. У них имелось все необходимое, какая нужна труба, какой она должна быть толщины, какую краску необходимо использовать. С этого все и началось.
О развитии
У меня в тот момент была основная работа. А производство турников было для меня дополнительным заработком. В первый месяц у меня было 3 или 4 заказа. Где-то через полтора-два года мы существенно расширили наш ассортимент, добавили шведские стенки, брусья, стали использовать уже порошковую краску более высокого качества. То есть мы поработали над всеми бизнес-процессами в компании. Улучшили сервис, качество, ускорили процесс установки турников. К тому моменту у нас в компании уже появился инженер-проектировщик. Мы стали создавать собственные модели турников, а не копировать украинские. В 2012 году я окончательно решил уйти с наемной работы и усиленно заняться проектом Turnik.kz. Я считаю, что это было правильным решением.
За 5 лет ассортимент вырос до 100 наименований продукции. О нас стали писать, например, в Esquire и Forbes. Показывали на телеканале «Хабар». Затем мы вышли в финал конкурса «Построй свой бизнес» и получили грант в размере 20 000 долларов США.
Кроме того, мне на помощь пришел отец супруги, который полностью взял на себя производственную работу. Он креативный инженер и я очень благодарен ему за то, что он курирует наше производство. Я же занялся развитием проекта, маркетингом и продажами. Кроме того, сейчас у нас в команде появился PR-менеджер, который генерирует онлайн-трафик и занимается рекламой проекта.
О продажах
Основные продажи у нас происходят через интернет. Но людям также интересно увидеть продукт, многие спрашивают куда можно подъехать посмотреть продукцию и мы решили открыть свою торговую точку. Пока у нас там 40 квадратных метров, но я думаю, мы увеличим наш магазин.
Об участии в конкурсе
Про нас телеканал «Хабар» снял ролик и мы решили использовать его для участия в конкурсе. Мы планировали участвовать еще в первом конкурсе «Построй свой бизнес», но у нас было слишком мало времени на подготовку к участию в нем. Ко второму конкурса уже все сложилось более удачно и я решил участвовать.
К моменту участия в конкурсе у нас уже было от 100 до 200 клиентов ежемесячно. Обороты колебались от 1,5 до 4 миллионов тенге в месяц. Штат у нас был порядка 13 человек. Целью участия в конкурсе было получение дополнительных инвестиций для приобретения оборудования, которое позволило нам увеличить автоматизацию производства.
О гранте
Грант мы направили на приобретение нового оборудования. Сейчас оно позволяет нам делать определенные элементы оборудования для кроссфита и стрит-воркаута, которые мы раньше делать не могли или на обработку которых требовалось очень много времени. Новое токарное оборудование у нас находится в Павлодаре, и там обрабатываются заказы. Сверлильное оборудование у нас находится в Алматы. В планах у нас еще закупка другого необходимого оборудования, но это на будущее. Мы надеемся, что в этом нам поможет фонд «Даму».
Об управлении
Для меня, как руководителя проекта всегда очень сложно стоял вопрос делегирования полномочий. Доверять кому-то что-либо всегда очень сложно. Я над этим много думаю, анализирую и стараюсь больше доверять людям, которых не знаю. Доверяю им какие-то функции развития, а не просто решение каких-то операционных задач. Стараюсь давать команде много информации о нашей стратегии, чтобы это откладывалось у них в голове. Наша цель быть номером один, как в Казахстане, так и в СНГ по установке спортивного оборудования. Для этого нам необходимо построить настоящее конвейерное производство с большим объемом продукции, штата и т.д.
О конкурентах
Конкуренты у нас есть. Если говорить об оборудовании для стрит-воркаута, то пока это «Скиф», которые завозят оборудования из России. Я не могу сказать, как и у кого налажено производство в Казахстане. Но если судить по оболочке, я имею ввиду сайт, ассортимент, то мы наверно самый крупный производитель в Казахстане. У других, скажем так, кустарное производство, то есть та позиция, на которой мы сами находились 5 лет назад.
Сейчас конкуренция на нашем рынке серьезно увеличилась. Если к примеру, пару лет назад 10 компаний занималось установкой подобного оборудования, то сейчас их очень много, компаний пятьдесят. В какой-то мере количество клиентов у нас даже уменьшилось, но общий объем заказов вырос. То есть более мелкие компании стараются завоевать рынок за счет более низкой цены, но когда нас просят исправить, например, вопросы установки подобных турников, то мы видим насколько небрежные там сварные швы, что используется дешевая эмаль, непрофессиональный поролон. Такие производители забрали у нас определенную часть рынка физических лиц. Но я думаю, понимание качества продукции к людям будет приходить и потерянную часть рынка мы себе обратно вернем.
О росте масштаба и ответственности
Организаторы конкурса – это масштабные компании, и наверно, это как-то повлияло на внешнее восприятие нашего бизнеса и у нас появились масштабные клиенты. Стало больше заказов больших комплексов для дворов, частных домов, государственных структур. Если раньше основные продажи для нас составляли домашние турники, то сейчас к этому добавился корпоративный сегмент. Соответственно, увеличилась и наша ответственность, например, в вопросах проектирования, сертификации.
Мы пришли к тому, что необходимо получить сертификат «СТ-KZ», что позволит нам выходить на более серьезные тендеры. Хотя сертификация это добровольная, мы в любом случае всегда старались выдерживать ГОСТы по толщине, материалам и т.д., чтобы наше оборудование выдерживало требуемый объем нагрузок. Это все обязательно учитывается также и при сборке, и монтажных работах.
О планах
Наша цель развитие команды и производства. Ну и большое внимание мы будем уделять развитию региональных продаж. Сейчас у нас уже кроме Алматы есть монтажники в Астане, Усть-Каменогорске, Павлодаре, Экибастузе, Атырау, Актобе, Кызылорде. Я думаю, у нас в команде появится отдельные человек, который будет отвечать за региональное развитие.