Hoвости
Ерлан Темержанов один из тех людей, который смог превратить свою страсть в дело своей жизни. Учась, экспериментируя, поглощая тонны информации и опыт других людей он стал одним из победителей конкурса “Построй свой бизнес”. Об истории своего дела и как он сумел воспользоваться своим грантом, он рассказал нам.
О стихии
Сначала я поступил в колледж информатики, но затем понял, что у меня другая стихия – это шитье. Я занимался индивидуальным пошивом верхней одежды, в основном мужской. Затем учился в академии моды «Сымбат». Там я выучился на технолога-конструктора одежды. На протяжении нескольких лет, я шил только одежду. Но у меня всегда была определенная любовь к обуви и аксессуарам.
У нас выпускается очень много портных и швей по текстилю, а кожей занимаются единицы. Поэтому я решил изучить это ремесло. Обучением я занимался самостоятельно по интернету, к примеру, на YouTube. Много времени я посвятил изучению вопроса для чего, какая кожа предназначается. Мне повезло в том, что близкие меня всегда поддерживали.
О первых шагах
Я начал делать обувь со сланцев. Однажды, моя сестра прилетела с Тайланда и приобрела там сандалии. Они были очень просто изготовлены. Я нашел дома старую советскую кожу, попробовал сделать такие же сандалии и у меня получилось. Затем разобрал стары кожаный чемоданчик и сделал из него портмоне, получилось довольно грубо. Я пользовался старой швейной машинкой «Подольск», которая была у моей мамы. Потому что те машинки по текстилю, которые были у меня с кожей не справлялись.
После того как сделал первые сандалии, начал делать подобные братьям. Пусть смотрелись они не очень, но были очень прочными.
Затем я начал изучать выделку кожи. Купил несколько методик и нашел более подходящую мне, которой можно пользоваться без использования страшных химикатов. Около месяца я мучился с выделкой кожи и понял, что нет смысла самому заниматься выделкой, потому что ту кожу, которая мне нужна, легче приобретать готовой.
Найти в то время кожу было очень сложно. Я ездил в городу, искал ремонтников по коже, но и они советов по коже не давали. Только указывали на точки продаж кожи. А это очень дорогой материал. В тот момент у меня было сложно с деньгами. Поэтому я взял денег у сестры, купил кожу. Кое-какие советы по коже дали мне сами продавцы, которые раньше занимались обувью. По началу перепортил много кожи.
О первых заказах
После сандалий, стал делать родным сумочки. Постепенно перешел к тому, что начал принимать небольшие заказы благодаря сарафанному радио. Тогда я особо не зарабатывал, может быть, примерно возвращал вложенные деньги.
Изначально для меня было целью превратить мое дело в бизнес. Я понимал, что в Казахстане эта ниша не занята. Когда я начал получать первые отзывы людей, я понял, что действительно могу делать классные вещи. Пару лет назад я стал понимать, что как минимум, на аксессуарах, на сумках можно зарабатывать деньги. У меня ушло около пяти лет, чтобы по-настоящему разобраться во все нюансах своего дела.
О дизайне
Как такового дизайна честно говоря не было. Ничего нового я не придумывал. У дизайна есть свои стандарты, своя база. Классические сумки, классическая обувь. Мы не сильно отходили от этой базы, и особо не экспериментировали с формами. Мы больше играли на отделке и цветах кожи нашей продукции.
К нам приходили люди с фотографиями. Говорили: «Вот я эту сумку сфотографировали, например, в Esentai Mall. Я хочу такую же”. Мы смотрим и делаем. Иногда, добавляем что-то свое. Пока у нас нет полной уверенности, что наш дизайн будет людям по душе, но качественно исполнить изделие мы точно можем.
Пока мы не решаемся рисковать и выпускать свои коллекции. Так как очень много мастерских закрылось из-за того, что они пытались изобрести «велосипед», придумывали какие-то новые формы носков обуви и т.д. На данном этапе мы придерживаемся классических силуэтов. Пока наш ассортимент состоит из обуви и аксессуаров, но упор у нас все таки на обувь.
Об обуви
Мы стараемся делать очень качественную обувь. Думаю, что такой обуви можно будет дать условную гарантию на 7-10 лет. Все благодаря тому, что мы нашли закрывшегося производителя обуви, у которого смогли приобрести необходимые станки для ручной работы, а также высококачественную итальянскую кожу. Технологии сборки обуви мы черпаем из источников в Англии и Италии, где туфли, подобные нашим стоят порядка 3-4 тысяч долларов США. Таким образом, мы можем захватить довольно высокий ценовой диапазон по предложению обуви.
О том, почему дешевая обувь не интересна покупателю
Мы принимали участие в выставках-ярмарках по Казахстану. И предлагали обувь стоимостью о 15 до 20 тысяч тенге (себестоимость изделия по материалам), причем эта обувь была сделана из очень качественной кожи. Но люди смотрят на такую обувь с пренебрежением. Когда же мы выставили обувь стоимостью от 50 тысяч тенге, изготовление которой требовало тех же расходов по материалам, то большую часть обуви у нас разобрали. Когда цены низкие, люди сомневаются в качестве. Как только ты ставишь цены соответствующие высокому качеству, то люди начинают интересоваться твоей обувью. Чем больше мы занимаемся этим делом, тем больше понимаем, что нам нет смысла конкурировать по ценам с масс-маркетом, пока у нас в стране нет большей части сырья, подходящего для производства обуви
О продажах
В основном у нас заказывают наши постоянные клиенты. Также хорошо работают соцсети и сарафанное радио. Мы пока не можем уделить большого внимания рекламе, потому что с трудом успеваем справляться с тем объемом заказов, который к нам поступает.
В данный момент мы переехали в новый офис, у нас появилось новое производственное помещение, и после того, как тут наладится работа мы сможем заняться рекламой.
Также благодаря приобретенному оборудованию мы разрабатываем и выполняем корпоративные заказы по изготовлению аксессуаров. В этой части нашими клиентами являются разные организации, банки и т.п.
По индивидуальным заказам обуви, мы стремимся занять премиум-сегмент, потому что это большие трудовые и материальные затраты, требующие высоких и профессиональных кадров, и чтобы удержать хорошего мастера, мы предоставляем соответствующий уровень оплаты труда.
Об участии в конкурсе
Нам не хватало профессионального оборудования, чтобы выпустить качественную обувь и многое собиралось вручную. Кроме того, сама кожа – это очень дорогой материал. Поэтому мы решили участвовать.
После победы в конкурсе мы приобрели у наиболее авторитетных производителей в Гуанчжоу необходимое нам оборудование в том числе швейные машинки, которые в Казахстане стоят от 2500 долларов и выше. Также мы закупили качественную кожу, которая будет служить долгое время. Мы смогли приобрести большое количество аксессуаров, применяемых в процессе изготовления нашей продукции, которых нет в Казахстане.
Это стало толчком к увеличению производства. Мы смогли пригласить к себе новых мастеров. Каждый новый станок - это новое рабочее место. Пока эта ниша не занята в Казахстане, победа в конкурсе позволила нам ее занять.
О видеоролике
Конкурсный видеоролик мне сняли мои друзья, которые занимаются съемками документальных фильмов. Это очень талантливые ребята. Когда я увидел их отношение к делу, я понял, что они снимут для меня выигрышный ролик. Так и произошло. Я им за это очень благодарен. Сейчас эти же ребята снимают для меня рекламные ролики для соцсетей.