Hoвости
Еще несколько лет назад будущий финалист конкурса «Построй свой бизнес» Самат Адилов мало что знал об электроэнергетике. Но проконсультировавшись с компетентными людьми и разглядев абсолютно свободную нишу на рынке, им была создана компания ESCO Energy. Преодолев недоверие, трудности с поиском новых клиентов им удалось буквально за два года твердо встать на ноги, завоевать свое место в отрасли энергосберегающих технологий, создать сборочное производство и свой собственный уникальный подход к каждому клиенту. Получив грант в конкурсе «Построй свой бизнес» Самат и команда ESCO Energy решительно настроены увеличивать масштабы бизнеса, развивать региональное присутствие и конкурировать с гигантами отрасли.
О появлении бизнеса
В течении пяти лет я учился и работал в торговой сфере в Китае. Много ездил по различным производствам. Планировал строить карьеру там. Затем переехал на работу в Стамбул. Оттуда вернулся в Казахстан и начал искать проект, которым бы мне было интересно заняться.
У меня есть родственник, энергетик по образованию, с большим опытом работы в этой сфере. Он мне рассказал о системах энергосбережения. Предложил попробовать. Сначала мы вышли на китайских поставщиков, начали с ними переговоры. Затем поняли, что мы можем производить тоже самое здесь в Казахстане. Со временем все отошли от этого проекта и я остался в нем один. Но глаза у меня горели, я видел что данная ниша свободна и хотел заниматься энергетикой. Компенсацией реактивной мощности для мелких и средних предприятий никто не занимается. В Казахстане производится такое оборудование, но только для предприятий-гигантов. Для крупных заводов, нефтеперерабатывающих предприятий и т.д. Есть несколько компаний, которые этим занимаются, но для них это не основной вид деятельности.
О становлении
Два года назад я начал этот проект, через год остался в проекте один. Так как те партнеры с которыми мы начинали перестали верить в него. Я же решил продолжать. Тогда собрал новую команду, очень квалифицированный персонал. С эти ребятами мы развили данное направление. Вышли на очень качественных российских поставщиков комплектующих. Начали постепенно собирать здесь оборудование и тестировать его на различных предприятиях. Примерно полгода у нас ушло на тестовый период работы.
Как раз в это время, в 2013 году вышла государственная программа энергосбережения. С 2015 года государственные органы собирают данные и проводят энерго-аудиты. Был создан реестр, который ежегодно обновляется. По данной программе все предприятия, начиная с нынешнего года, должны снижать ежегодно, в среднем на 10% объемы энергопотребления. К 2020 году предприятия должны довести экономию энергопотребления до 40%, что практически невозможно. Наше оборудование как раз является хорошим выходом для этих компаний. Потому что оно может дать экономию энергии до 30%.
О первом клиенте
Мы потратили примерно полгода на испытания на различных двигателях, предприятиях. Приходилось приходить и уговаривать людей, потому что все немного с недоверием к этому относились. Первым большим клиентом у нас была гостиница Alma. Мы показали у них порядка 20% энергосбережения. Плюс нашего оборудования кроме экономии денег в очистке тока.
В Казахстане достаточно «грязный» ток. Есть специальные показатели, которые это определяют. Это зависит от потерь, использования правильных кабелей и т.д. К сожалению, у 70-80% компаний с которыми мы сталкиваемся данные показатели ниже. Из-за чего они платят штрафы. Мы же приводим использование тока к нормальным показателям. Это естественно сказывается и на долговечности оборудования.
О первоначальных инвестициях
Это были мои личные вложения с ранее заработанных средств от торговой деятельности. Первые разработки оплачивал сам. Первоначальные инвестиции составили порядка 10-15 тысяч долларов. В первое время мы работали без офиса, в полевых условиях. При этом прошли всю необходимую сертификацию.
О производстве
Мы закупаем комплектующие и собираем в Казахстане. Сейчас мы думаем над получением сертификата о казахстанском содержании, так как у нас около 50% комплектующих произведено в Казахстане.
О конкурсе
У нас был небольшой штат. Мы только начали собирать новую команду. Клиентов было немного, но мы ждали перспективы роста нашей отрасли после законопроекта об энергосбережении. Доходов и оборота не хватало. Но мы знали, что делаем хорошее дело для страны и наших клиентов. Можно сказать, что в тот период мы выживали. Благодаря конкурсу мы получили финансовый толчок и отличную рекламу, которые позволили нам немного расшириться и открыть новые горизонты.
О конкуренции
Я раз в месяц провожу мониторинг рынка. Есть 2-3 небольшие компании. Они полностью занимаются электроэнергетической отраслью и, наверно, только десятая часть их бизнеса, это работы по компенсации реактивной мощности. А для нас это основной профиль. Работы у нас происходят поэтапно, сначала замеры, после предоставляем аналитическую записку о потреблении электроэнергии компанией. Затем говорим какое оборудование мы рекомендуем и какие выгоды оно даст клиенту. К каждому клиенту у нас индивидуальный подход и пока я не слышал о других компаниях, которые работают также.
О решении об участии в конкурсе
Параллельно проводился еще один конкурс, на который мы опоздали со сроками. Я начал этим вопросом интересоваться и мне отправили информацию о конкурсе «Построй свой бизнес». В последние несколько дней до окончания приема заявок, мы в суете начали готовить ролик и подали заявку.
Помню ехал по городу и в этот момент мне позвонили и сказали: «Самат, ваш проект прошел в шорт-лист претендентов на победу в конкурсе». Я остановился на обочине и у меня был прилив радости. Даже если бы это не была победа, из 492 участников оказаться в числе 25 компаний, которые оказались в шорт-листе было очень приятно. Ты понимаешь, что это признанный бизнес или, как минимум, интересный проект. После этого начали готовить бизнес-план, финансовую модель, стали готовиться ко второму этапу конкурса. Был определенный мандраж до финала, даже засыпал с трудом.
Об использовании гранта
Мы пригласили на аутсорсинг хорошую компанию монтажников-электриков. Было важно, что мы получили хорошую рекламу нашего проекта. Нам начали звонить, обращаться. Искать нас. Поток клиентов у нас сразу же вырос. До этого мы выпускали типовые модели и для каждого клиента их дорабатывали. После конкурса фонд «Саби» порекомендовал нас крупному клиенту – это Almaty towers. Мы начали работать с ними. Для них мы индивидуально разработали новую модель энергосбережения. С этого момента мы стали под каждого клиента разрабатывать индивидуальные модели.
Стали спокойно и уверенно дальше работать, так как поняли, что у нас есть база и определенные средства. Основные вложения у нас были в интеллектуальную среду, на специалистов и новые модели продуктов.
О видении
Сейчас нам намного проще работать, так как появилось доверие. В первое время мы сами ходили к клиентам и уговаривали поставить наше оборудование, бесплатно предоставляли на тестовый период. Сейчас у нас есть положительные отзывы, рекомендации от клиентов с которыми мы работаем. Они сразу же после 1-2 месяцев по счетам за электроэнергию видят экономию и эффект.
Мы, казахстанская компания. В данном сегменте мы планируем работать достаточно долго и уверенно. Хотелось бы стать лидерами рынка, крупнейшим поставщиком в данной отрасли.
Если говорить о далеко-идущих планах, то сейчас мы работаем с мелкими и средними компаниями. Нам хотелось бы выходить на промышленных гигантов. Например, есть Усть-Каменогорский конденсаторный завод. Я сталкивался с клиентами, которые говорят, что заплатили большую предоплату этому заводу и стоят в очереди на протяжении года или полутора лет, чтобы получить требуемое оборудование. Мы планируем дальше расширять штат, открыть лабораторию по энергетике, где мы бы могли производить все необходимые замеры, сборку, чтобы работать с крупными компаниями. Это позволит выйти нам на новый уровень.
О региональном присутствии
Нам звонят с запада, с Астаны. Какие-то заказы мы выезжаем и делаем. Сейчас стоит вопрос об открытии региональных офисов. Хотя бы двух, потому что такая потребность есть. Но это долгосрочный процесс, нужно готовить базу, изучать рынок. Заинтересованность к нашему продукту есть не только в Казахстане, к нам обращаются даже из России. Мы думаем, как лучше все это реализовать.