Скрыть
Скрыть
Заявка на участие
Подтвердите свое согласие с условиями проведения конкурса

Система SAR, спустя пять месяцев после финала

19.09.2016 – saby.kz

Казахстанская система образования ежегодно подвергается различным реформам, но значительных изменений в качестве образования из год в год не происходит. Недавний выпускник ВУЗа Санжар Курмангалиев вместе с командой занялся разработкой системы SAR, которая позволяет находить пробелы в знаниях выпускников. Тем самым финалист конкурса «Построй свой бизнес» надеется упростить работу над ошибками, как учащимся, так и органам образования. Разработанная система уже хорошо себя зарекомендовала, показала свой коммерческий потенциал и у команды проекта большие планы на будущее. 

О появлении проекта

Я выпускник 2013 года МУИТ (Международного университета информационных технологий)/ IITU (International IT university). В 2013 устроился на работу в Международный центр образования «EDTECH». Миссией которой является Всестороннее развитие образования и образовательных наук, направленных на продвижение Казахстана на мировой рынок. Возглавляет организацию Бейсембаев Гани Бектаевич, который является и наставником для меня. Идея программы диагностирующую качество знаний учащихся была именно от этого человека. Мне понравилась эта задумка, потому что она действительно облегчает жизнь школьникам. Нет той стрессовой ситуации в подготовке к ЕНТ у выпускников. Так как школьники, приходящие в 11 класс без подготовки не знают с чего начать. По пяти предметам нужно обладать знаниями с пятого по одиннадцатый класс. Фактически знать наизусть 25 книг. Наша же идея позволяла сузить круг подготовки и зубрежки с 25-ти книг до 5-6 книг максимум. Это уже на порядок проще. 

О подготовке к запуску системы SAR

Я начал изучать педагогику, психологию детей. Мы изучали сферу образования в Казахстане для того, чтобы понять как лучше наша программа может помочь ей. Примерно полгода нам потребовалось, чтобы углубленно изучить принципы, концепцию работы системы образования. После чего мы приступили к разработке технического задания для нашей системы. Затем мы связались с разработчиками. Нашей целью было выявления пробелов и недочетов в знаниях учащихся. Поставили перед собой две задачи: создание объективной системы оценки знаний учащихся и создание системы самодиагностики учащихся. В первый год наши усилия были направлены на решение первой поставленной задачи. 

В этот период наш генеральный директор сопровождал нас идейно. Он оценивал нашу работу со стороны директора школы, со стороны районного отдела образования и министерства образования. Так как наш директор работал ранее во всех этих сферах. Основным принципом для нас была помощь клиентам, то есть органам образования. К большому сожалению, большинство разработок в системе образования в настоящее время реализуется со взглядов разработчика, а не клиента. Мы же при разработке старались привлекать большое количество фокус-групп: директоров, учителей, учащихся. Так началась непосредственная разработка данной системы. К началу 2014 года нам удалось запуститься. Вложения в разработку системы были незначительными. 

О первых тестах

Затем мы начали презентовать нашу систему в областях. Первой областью была Жамбылская, где мы смогли показать себя, предоставить отчетность. У них основной проблемой было проведение тестирования. То есть они использовали тестовые книжки и бланки, а затем за три недели  должны предоставить отчетность. Школы предоставляли отчетность городским, районным отделам образования. Там сводят данную информацию и предоставляют ее областным управлениям образования. Там также проверяются все данные, ошибки, это занимает время. После чего информация направляется в министерство образования. Этот процесс занимает, как минимум, 3-4 недели. 

Нам удалось оптимизировать процессы отчетности. Поняли какие именно недочеты нужно устранить, чтобы определить пробелы в знаниях школьников. Что мешает росту результатов образования? Мы хотели показать, что выявления пробелов в знаниях школьников, это и есть первый шаг на пути роста академических показателей в сфере образования. Грубо говоря, получился своеобразный аудит в данной сфере. Буквально за неделю мы провели тестирования в Жамбылской области, собрали данные и в течение 3-4 дней предоставили отчет по всей области. 

О монетизации

Изначально цель монетизации перед нами не стояла. Мы ставили на ноги нашу систему и апробировали ее, показывали преимущества. Сейчас наше тестирование уже продается в школах. Они приобретают доступ к системе тестирования за ту же сумму, за которую приобретают тестовую книгу и бланк в центрах тестирования. Ко всему этому мы предоставляем развернутую отчетность самому учащемуся, родителям, учителям, директорам школы, районным и областным управлениям образования.  

О развитии системы SAR

Мы запустили систему в 2014 году, провели тесты в Жамбылской области. К тому моменту у нас появились определенные клиенты. Затем мы начали разработку технического задания для системы, о которой мы говорили в конкурсном видеоролике. Это система онлайн-диагностики. Где учащийся сам может пройти тестирование и выявить пробелы. По какой теме, в каком классе, где именно у него присутствуют пробелы. Провели презентацию нашей системы в национальном центре тестирования. Они ее одобрили, дали нам свою рецензию. 

В 2015 году мы запустили нашу систему. Уже с элементами игры, с рейтингом, с планированием. В системе есть два вида тестирования. Первое – по формату ЕНТ. Второе – это предметно-тематическая диагностика, она проходит по какому-то одному предмету. Благодаря этому система сама выстраивает процесс планирования обучения для учащегося. 

Об участии в конкурсе

Идея участия была моей. До этого мы уже участвовали в конкурсе с другим проектом в сфере образования. Но мы не смогли пройти в предыдущем году в шорт-лист. Когда с текущим проектом мы вошли в шорт-лист, а затем и в финал, мы были даже немного шокированы, не ожидали этого.

После получения гранта у нас появилась дополнительная мотивация. Мы должны были показать, что в нас не зря поверили.

Об использовании гранта

Без материальной помощи мы наверно таких результатов могли бы добиться сами, но на это у нас ушло бы больше времени, два года, к примеру. Здесь же нам удалось форсировать работы.

Это позволило увеличить производственные мощности системы. Мы приобрели сервер, чтобы наша система могла охватывать весь Казахстан. Чтобы в один и тот же момент тестирование могли пройти в любой точке Казахстана и она работала без сбоев. Разместились в парке информационных технологий, где оплатили аренду сразу за год. Наняли еще двух программистов, чтобы ускорить процесс разработки.

Мы провели бесплатное тестирование в 18 городах Казахстана по пяти предметам за месяц. Охватили около 40 000 человек. Они смогли увидеть систему, понять свои пробелы в знаниях, получили отзывы. Затем каждому директору школы мы предоставили отчетность и показали, какие предметы, какие темы учащиеся знают хуже. Чтобы в следующем году они смогли увеличить свое внимание к данным пробелам. Также предоставили отчеты городским и районным управлениям образования. Соответственно в процессе проведения данных тестов мы уже получили определенных клиентов. 

Если в 2013-14 году у нас было 13 тысяч постоянных пользователей , то в 2015 году к системе было подключено 32 тысячи человек. К концу 2016 учебного года в системе было уже порядка 70 тысяч пользователей. То есть ежегодно количество пользователей увеличивается в два раза. Всего же, например, в этом году ЕНТ сдавало около 80 тысяч человек. В среднем, ежегодно, порядка 150 тысяч человек заканчивают школы в Казахстане, просто кто-то уезжает в зарубежные ВУЗы и не сдает ЕНТ, в НИШ не сдают ЕНТ и т.д. Когда мы проводили тестирования в городах, мы видели, что порядка 50-60% учащихся работали в нашей системе. После проведения бесплатного тестирования они приобретали доступ к системе еще на неделю, месяц. Мы проводили тестирование в десятых классах и одиннадцатые классы тоже заинтересовались нашей системой.

После того, как мы запустили систему онлайн-тестирования она принесла нам 40% доходной части нашего проекта.

Все тестовые задания мы приобретаем официально, по договору. К моменту участия в конкурсе мы уже запустили систему, апробировали ее работу. Но пределов совершенству нет и мы все еще дорабатываем нашу систему.

О типичных ошибках учащихся

Мы уже три года проводим тестирования. И видим, что большинство ошибок у учащихся идентичны. Самым сложным предметом для школьников является математика или такие темы, как тригонометрия. У 70-80% учащихся данные предметы слабоваты. Эта картина наблюдается во всех регионах Казахстана. Сейчас мы сводим данную информацию, чтобы Министерство образованию увидело данную картину.

О планах

Мы уже начали работу с колледжами, они сдают не пять, а четыре предмета. Также планируем охватить не только выпускников, но и десятые классы. Есть мысли работать с более младшими классами, которые сдают ВОУД-тесты. Есть начальные классы. В Казахстане привыкают решать проблемы по мере их появления. Мы же хотим, чтобы наша система уже на начальных этапах образования каждую четверть помогола проводить контрольное тестирование. Допустим, если провести тестирование в шестом, седьмом классах, они уже будут знать какие темы хуже усвоили. Тогда проще искать пути решения закрепления данного материала. То есть мы хотим внедрить в Казахстане тематический аудит в образовании. Аудит у нас проводится, но он обширный, проверяет верхние уровни. Более глубоко никто не заглядывает так как на это требуется много средств и сил. Мы же можем вникать в частности.