Hoвости
В начале 2016 года в Алматы были подведены итоги конкурса для молодых предпринимателей «Построй свой бизнес». Организатор конкурса благотворительный фонд «Саби» вручил в общей сложности 250 тыс. долларов лучшим проектам конкурса. Спустя десять месяцев с момента награждения прошлогодние финалисты рассказали о том, как участие в конкурсе изменило их жизнь и как они использовали свои гранты в размере от 25 до 50 тыс. долларов.
Главный грант — 100 тыс. долларов — был разделен между двумя проектами: S-med (разработка медицинских тренажеров) и компанией «Кокше Техстрой», занимающейся производством пластиковых труб для теплотрасс.
Один из сооснователей проекта S-med, Еркебулан Жантлеу, еще будучи студентом, столкнулся с проблемой — в вузе не хватало тренажеров для будущих врачей. Тогда будущим медикам приходилось выходить из положения самостоятельно — тренажеры они делали своими руками. Друг детства Еркебулана — Рустем Сауруков, юрист по образованию, предложил ему открыть свое производство и начать поставлять медицинские тренажеры в учебные заведения. На сегодня они разработали около 26 различных тренажеров, на котором будущие медики могут практиковаться.
Еркебулан Жантлеу: Эта идея пришла еще тогда, когда я учился в медицинском университете, я сам медик. Были проблемы с тренажерами — их не хватало, а без определенных навыков не допускали до операций. Подобные тренажеры должны стоять перед каждым студентом. Из-за дороговизны учебные заведения могут позволить себе 1−2. В итоге они стоят без дела, их хранят как зеницу ока. Студенты должны оттачивать свои навыки, это ремесло. Тренажеры делали своими руками, затем Рустем предложил мне начать производство таких тренажеров. Мы объединились, начали собирать тренажеры, продавать их, рекламировать, стали появляться клиенты. На тот момент мы работали в подвале размером 3×3 метра. Мы в нем, кстати, много сделали вдвоем.
Рустем Сауруков: Мы поняли, что в Казахстане никто не делает таких тренажеров, а зарубежные стоят очень дорого — бюджет университета или колледжа не позволяет в полной мере оснастить лаборатории такими тренажерами. Наши тренажеры обходятся гораздо дешевле. Мы искали инвестиции, нужны были деньги. Работы и идей было много, но не хватало сырья. Тех денег, которые мы вкладывали, было мало. Узнали о конкурсе из СМИ, решили с Еркебуланом подать заявку. Надежда была, но не было уверенности, что мы получим главный грант. Мы изучили заявки наших конкурентов, проанализировали их и были уверены, что попадем в шорт-лист, но не думали, что попадем в финал.
Еркебулан Жантлеу: Мы попали в шорт-лист, нас предупредили о том, что нужно составить бизнес-план. Мы составили и отправили его организаторам, после чего с нами связались и пригласили на собеседование. Мы рассказали все как есть.
Рустем Сауруков: В нашем бизнес-плане не было ничего лишнего: мы написали о том, что нам нужно, что мы хотим развивать и какая сумма нам для этого необходима. В первую очередь нам нужно было сырье, а сырье недешевое, так как в Казахстане нет завода по производству силикона. Сырье мы покупаем в США — это специальный нетоксичный силикон. Затем мы закупили оборудование. Посчитали и поняли, что выгоднее сотрудничать на аутсорсинге, чем нанимать людей в постоянный штат. Так, мы работаем с тремя компаниями, которые делают для нас разные детали. Вся линейка собирается нами. С одной стороны, это гарантирует защиту производства и наших технологий.
Еркебулан Жантлеу: Дело в том, что технологии производства мы разрабатываем с Рустемом самостоятельно. На это уходит несколько месяцев, а производить копии дело быстрое. В ближайшее время мы планируем сделать первую поставку в Павлодар. Наши клиенты — университеты, колледжи, институты. Наш постоянный клиент — Институт урологии им. Жарбосынова. Они заказывают именно разработку. Это правильно, потому что они делают заказ именно под то, что им нужно, потому что человек, преподающий практические навыки, видит все плюсы и минусы, может подсказать.
Рустем Сауруков: Мы консультируемся с практикующими хирургами. Если есть какие-то минусы, то мы постоянно их дорабатываем и улучшаем тренажеры. Последние пару месяцев мы работаем над тренажером для цистоскопии (урологическая процедура), на его разработку у нас ушло больше двух месяцев, сейчас мы на стадии завершения, скоро будет демонстрация. На будущее у нас запланирован тур по Казахстану (смеется) — мы хотим объездить медицинские колледжи и университеты, рассказать о наших тренажерах. Во-вторых, у нас много набросков для новых тренажеров, их нужно доработать и начать выпускать. На это требуется много времени и сырья.
Еркебулан Жантлеу: В планах — дальше расширять производство, построить здание для него.
Рустем Сауруков: Мы начинали с нуля. Брали деньги в долг у родственников. Конечно, было и такое, что нас не понимали: «Чем вы занимаетесь? Теряете время! Ты врач — иди в больницу работать». (Смеется.) Сейчас отношение поменялось. Мы не живем одним днем, мы смотрим в будущее. Ради этого и работаем. Есть специальная кожа для тренировки наложения швов. В Европе она стоит 24 евро с завода, наша в десять раз дешевле. Качество ничем не уступает. До сих пор вкладываем в проект заработанные деньги. У нас есть цель, к которой мы движемся. Пока мы достигли ее на 30%. Если у вас есть идея — смело участвуйте. Для нас этот грант стал реальным толчком.
Еркебулан Жантлеу: Надо отходить от сырьевой экономики. Надо делать что-то свое, производить, изобретать новое, чтобы обеспечить хотя бы свою страну. Есть много талантливых ребят с хорошими идеями, но не хватает поддержки. Не сидите на месте, добивайтесь, участвуйте и реализовывайте свои идеи.
Вторым проектом, получившим грант в размере 50 тыс. долларов, стало производство пластиковых труб для теплотрасс, расположенное в Кокшетау. Сначала компания «Кокше Техстрой», созданная в 2005 году, занималась продажей российских труб в Казахстане, затем, в 2011 году, руководство приняло решение переходить к самостоятельному производству. Первой продукцией стали полиэтиленовые трубы. Сооснователь компании Адиль Сабырбаев рассказал о расширении производства и планах на будущее.
Адиль Сабырбаев: Компания существует с 2005 года, раньше наша компания реализовывала на казахстанском рынке продукцию из России. В 2011 году было открыто собственное производство полиэтиленовых труб — для холодного водоснабжения, а с начала прошлого года начали производить трубы для теплотрасс. Это совсем другое направление. Наше преимущество в том, что 80% нашей продукции сделано в Казахстане. На сегодня износ теплотрасс в Казахстане составляет почти 90%, их повсеместно заменяют, ведутся работы, разыгрываются тендеры. Наши клиенты — это строительные компании.
Выход в финал был для меня неожиданностью. На момент подачи заявки не было уверенности, потому что конкурс проводился по всему Казахстану и было много интересных проектов. Мы расписали бизнес-план, в который включили приобретение недостающего оборудования, его мы заказывали в России. Там же покупается сырье.
Конечно, любой предприниматель мечтает выйти на экспорт. У нас такие планы тоже есть, но пока работаем на рынок Казахстана. Нам нужно увеличить производственную мощность, потому что есть потенциал, есть спрос.
Среди конкурсантов, помимо промышленных проектов, были и социально направленные. Например, проект пекарни «Хлеб для каждого» из Капшагая, который своей целью ставит создание сети магазинов, в которых хлеб для социально уязвимых слоев населения будет продаваться по себестоимости. Руководитель проекта Алтынбек Аленов рассказал, чего удалось достичь за минувшие 10 месяцев.
Алтынбек Аленов: Мы полностью отработали наш ассортимент. Подписали договоры с акиматом и обществом инвалидов Капшагая об открытии социальных магазинов — открытие запланировано на 2017 год. Также мы приобрели и подключили новое оборудование в пекарне. Мы рассматривали несколько стран для приобретения оборудования: Италию, Турцию, Казахстан, Россию. Самыми оптимальными были условия покупки российского оборудования — без посредников. Сейчас осталось только закупить оборудование по тестораскатке и округлитель, но это мы будем покупать позже на свои средства. Сегодня в нашей пекарне 4 человека работают на производстве ассортиментного хлеба, 4 человека — на формовом. Всего в штате 11 человек. Мы производим около 2 тыс. булок формового хлеба в день, количество батонов варьируется, так как мы его сейчас только отрабатываем. В среднем нарезного батона мы выпекаем от 20 до 40 штук. В планах выпекать по 200 булок каждого вида хлеба, а это около 15 видов. Поставляем хлеб в школы, детские сады, у нас собственная розничная сеть и оптовые клиенты — другие магазины. Мы намерены расширять свое производство. На развитие собственными силами ушли бы годы, 3−4 года точно. Грант конкурса «Построй свой бизнес» позволил ускорить этот процесс и уместить все в один год.
Другой социальный проект — мебельная мастерская «Теплая», в которой супруги Алеся Нугаева и Арсений Тарасов создают экологическую деревянную мебель и предметы интерьера для детей. Мастерская выросла из работы супругов: Арсений занимался изготовлением изделий из дерева и кожи, Алеся работала в детском центре, занималась социальным проектом для детей. В 2014 году они решили объединить два этих направления.
Алеся Нугаева и Арсений Тарасов: Муж говорил, что наш проект попадет в шорт-лист, а я не загадывала. (Улыбается.) Грант был необходим для расширения производственных мощностей — мы приобрели станки, которые нужны были для оптимизации производства, так как эта часть работы выполнялась на аутсорсе. Теперь мы можем делать это сами. В августе мы получили станки, сейчас наладили работу, обучили персонал. Наша команда была непостоянной, поскольку не всех мы могли взять в штат, теперь это стало возможным. За счет оборудования у нас также появилась возможность экспериментировать и сделать линейку продукции. Если до этого мы изготовляли мебель по индивидуальному заказу, то теперь разработали линейку простой ходовой мебели (столы, стулья), которая может быть поставлена на поток. Мы заняли нишу, которая в целом не распространена в городе, то есть авторская, деревянная, экологически чистая мебель для детей. В этой сфере у нас нет большой конкуренции. С приобретением оборудования и оптимизацией производства некоторых элементов интерьера мы можем сделать свою мебель дешевле, но это два разных сегмента. Мы не масс-маркет, не будем делать мебель из ДСП, чтобы продать больше. За любым стремлением сделать свою жизнь богаче, лучше, качественнее должно стоять также стремление сделать чью-то жизнь лучше и качественнее.
У нас сейчас три вида заказчиков: частные заказы, бизнес (частные детские сады и центры) и дети, для которых мы бесплатно делаем мебель. В наших планах разработка собственной линейки, которую мы сможем представить на торговых площадях нашего города и других городов Казахстана. Игровые площадки — это наш следующий большой шаг, потому что это лицензированный вид деятельности, совсем с другими условиями.
Еще одним популярным направлением бизнес-проектов являются зеленые технологии. Проект KunTech занимается созданием солнечных нагревательных панелей — гелиоколлекторов, которые могут обеспечить энергией частные дома и не только. Подробнее о нынешних делах проекта рассказал инноватор Дияз Байсеитов.
Дияз Байсеитов: Грантовые средства конкурса «Построй свой бизнес» оказались важным подспорьем для становления нашей компании. Как мы распорядились грантом? Прежде всего мы заказали матрицы для изготовления алюминиевого корпуса тепловой солнечной панели (гелиоколлектора для целей горячего водоснабжения и поддержки отопления) по разработанным и запатентованным нами чертежам. Мы смогли выбрать и закупить другие местные материалы, такие как специальное стекло и бессмольный высокотемпературный утеплитель. В результате такого импортозамещения мы достигли главной заявленной на конкурсе цели — снижения стоимости одного нашего коллектора тепловой мощностью 1400 Вт с 210 до 140 тыс. тенге. В пересчете на стоимость 1 Вт это будет 100 тенге — ниже цены аналогичных китайских изделий и уж точно в разы дешевле, чем в Европе, и это при абсолютно европейском качестве. Для сравнения, фотоэлектрические панели со значительно меньшим КПД продаются на рынке по цене от 200 тенге за 1 Вт.
Таким образом, в уходящем году нам впервые удалось преодолеть психологическую отметку оборота продаж в 50 млн тенге. Мы также признаны одними из победителей онлайн-конкурса EXPO-2017 по наполнению отечественного павильона «Сфера», а также званием «Производитель года по возобновляемым источникам энергии» от министерства энергетики. Будучи выходцем из научной среды, наш стартап изначально был «заточен» под новые разработки и исследования в области возобновляемой энергетики и термодинамики. Цикл Карно на нашей доске соседствует с чертежами новых узлов, диаграммами Ганта и «бизнес-канвасом». Поэтому свою первую прибыль мы реинвестируем в новые разработки совместно с ведущими вузами Казахстана, выступая сами уже инвестором и партнером в разработках. Мы можем сказать, что благодаря победе в конкурсе «Построй свой бизнес» мы за какой-то год сделали даже не шаг, а целый прыжок к своей мечте — выстроить полноценную научно-производственную компанию с полным инженерным циклом от идеи до продаж.
В числе финалистов есть еще один проект, связанный с энергией, — энергосберегающая система ESCO. Руководитель компании ESCO Energy Самат Адилов рассказал о планах участвовать со своим проектом на выставке EXPO-2017.
Самат Адилов: Я долгое время учился и работал в Китае, посещал многие производства. Вернувшись в Казахстан, я решил попробовать себя в нескольких бизнес-проектах, после чего понял, что хочу создать что-то свое. Тогда же начались разговоры об EXPO, выбор темы выставки — развитие зеленых технологий. Участвовать в конкурсе мне посоветовали знакомые. Мы решили просто попробовать — буквально в последние дни сняли ролик. На момент подачи заявки у нас было несколько небольших продаж, более года испытания оборудования, мы были готовы выйти на рынок. Грант помог нам сделать все это максимально эффективно. Конечно, было неожиданно узнать, что он был выбран среди около 500 других, но мы верили, что делали хорошее дело. Сейчас тема электросбережения очень актуальна — тарифы на энергию растут, при этом ее качество остается прежним. Наше оборудование снижает потребление электроэнергии, улучшает качество потребляемой энергии.
Участие в конкурсе и выход в финал дали хороший толчок нашему проекту, именно этого шага нам не хватало, чтобы бизнес окреп и уверенно вышел на рынок. После участия фонд «Саби» порекомендовал нас нескольким крупным казахстанским компаниям, мы продолжаем работать с ними. Компания подала заявку на участие в EXPO, также работаем в нескольких крупных государственных программах. Планируем наладить производство и выйти на другие рынки. Мы планировали поставить производственную линию, то есть начать производить, так как сейчас у нас сборочный цех. В принципе, сборочный цех так и остался, но благодаря средствам гранта мы разработали две новые модели энергосберегательных систем — одни из передовых в Казахстане и СНГ, наладили их производство и продажу.
Другой динамично развивающийся проект, не вышедший изначально в финал, но показавший себя перспективным, — система выявления пробелов в знаниях SAR. Жюри конкурса увеличило сумму грантов и вручило команде SAR сертификат на 25 тыс. долларов. Ежегодно аудитория проекта увеличивается. Санжар Курмангалиев из команды SAR рассказал о том, как проекту удается привлекать новых пользователей системы.
Санжар Курмангалиев: Если вы готовитесь к ЕНТ, то вам необходимо знать содержание учебников по пяти предметам с 5-го класса. Наша система показывает, что не нужно учить все заново по учебникам. Главная цель системы SAR — раннее выявление пробелов в знаниях школьников, она представляет собой электронное тестирование. Вы проходите тестирование, и система выдает ваши слабые стороны. В 2013 году была запущена первая версия, начали внедрять ее в школах нескольких областей, в 2014 г. наша команда начала разработку онлайн-тестирования. Изначально мы приходили в городские и областные управления образования, рассказывали о проекте. Из-за пропусков, в том числе и по болезни, у школьников уже с 5-го класса начинают появляться пробелы в знаниях. После того как мы запустили онлайн-тестирование, мы вышли напрямую на клиента — учащиеся сами проходят тестирование, это своего рода самодиагностика. После того как было добавлено онлайн-тестирование, количество пользователей выросло в два раза — концу 2015/16 учебного года количество пользователей было около 60 тыс. человек, в середине этого учебного года у нас около 100 тыс. постоянных пользователей. К маю 2017 года ожидаем еще большее количество.
В конкурсе мы участвовали уже второй раз. В предыдущем году мы подавали другой проект. На этот раз, если честно, мы надеялись и верили, но изначально в список финалистов не прошли. Нас пригласили на награждение. Мы пришли в качестве зрителей, и, когда объявили, что мы получили специальный грант, были просто в шоке.
Нам нужны были финансы для увеличения мощностей нашей системы — покупка сервера, дополнительных тестовых заданий, наем сотрудников. Это позволило увеличить скорость самого процесса, внедрения нашей системы. Если вы верите в свой проект, верите в то, что он важен и может принести пользу обществу, то не останавливайтесь, идите вперед и не вешайте нос. Мы не прошли в список финалистов, но наше участие на этом не закончилось.
Жюри конкурса отбирает в финал не только инновационные стартапы, но и локальные проекты, имеющие большой имиджевый потенциал. Таким можно считать производство народного напитка коже. Руководитель компании Маржан Джумабаева несколько лет вынашивала идею начать производить коже в масштабах производства, однако, как признается она сама, очень часто ей мешали страх и неверие окружающих.
Маржан Джумабаева: Я не сразу к этому пришла (к открытию своего дела. — Авт.). Я лет 5−6 думала об этом проекте, ведь это всегда риск — будет ли бизнес рентабельным, получится ли? Я поняла — лучше не бояться. Есть идея? Иди вперед. У нас много талантливых людей. Хочется, чтобы они верили в свои силы. Конечно, нужно изучить свою нишу: я интересовалась, искала производителей, поставщиков молока, изучала рынок, искала возможности инвестирования. Меня многие отговаривали, но я отвечала: «Надо попробовать».
Я узнала о конкурсе от сестренки, она посоветовала посмотреть условия. Мне идея понравилась, и я решила участвовать. На тот момент у меня был готов план, поскольку я собиралась обращаться в «Даму» за финансированием. Для того чтобы увеличить объем и ассортимент, мне не хватало мощностей. Благодаря участию в конкурсе я смогла увеличить производство коже. Это позволило мне работать с большим количеством клиентов. Если честно, среди конкурсантов были такие сильные проекты… Надежды были, но не ожидала. Уверенность появилась, когда я прошла в шорт-лист. На средства гранта я приобрела транспорт — 1 машину, оборудование, в том числе и термоусадочное. Так как я хотела увеличить ассортимент, нужно было заказать дизайн этикеток для новой продукции.
Получилось так, что наш продукт вышел на рынок осенью, в октябре. Я переживала — примут ли, будет ли спрос? Все прошло хорошо, и я поняла, что коже просто не варили в холодное время года. Я сделала акцент именно на том, что коже можно пить круглый год, как, например, айран.
Коже — национальный напиток, традиционно он изготавливается из перловой крупы. Но мы проводили опрос, в ходе которого выяснили, что многие потребители хотели бы коже из разных круп. Сейчас я использую три вида крупы. Мы работаем с категорией B и С, общественными банями. В моих планах на следующий год выйти на столовые вузов и колледжей, установить в них свои холодильники.