Hoвости
Как астанчанин производит натуральные смузи и налаживает экспорт в Россию
Салим Нагым – предприниматель из Астаны, основатель казахстанского бренда соков Vital Smoothies. Казалось бы, на перенасыщенном рынке напитков очень сложно занять свою нишу, но Салиму это удалось – фруктовые и ягодные соки Vital Smoothies всего за два года полюбились казахстанцам и начали вытеснять с полок супермаркетов импортные фреши. А к следующему году Салим планирует наладить экспорт в Россию и увеличить объемы продаж минимум вдвое.
Салим, для начала расскажите, как у вас появилась идея производства натуральных соков? Чем вы занимались до этого?
Эта идея появилась у нас с супругой, когда мы были в Англии. Она закончила университет Бристоля и Лондонскую школу экономики и политических наук, я – магистратуру в City University of London по специальности «Финансы и торговля в нефтегазовой области». После окончания учебы в 2011 году мы вернулись в Казахстан, и несколько лет я работал по специальности. Однако уже в 2014 году произошло сильное падение цен на нефть, проекты стали идти медленными темпами, и я задумался над дополнительным бизнесом. Затем получилось так, что мы с супругой решили съездить в Англию, посетить города, в которых учились. Приехали в Лондон, взяли билеты до Кембриджа, и перед тем, как сесть в поезд, купили себе на вокзале по смузи. Уже в поезде мы задались вопросом – почему у нас в Казахстане не производят такие натуральные соки? Вернувшись в Астану, мы начали изучать этот бизнес, технологию производства, стоимость оборудования и фруктов, и, постепенно двигаясь в этом направлении, приступили к реализации идеи. Честно говоря, чем больше мы узнавали об этом бизнесе, тем больше сомнений у нас возникало. Но мы подумали о том, что раз этот продукт так популярен в Европе, рано или поздно он придет и в Казахстан. А все трудности будем решать по мере их возникновения.
У вас был стартовый капитал для реализации проекта?
Мы воспользовались государственной программой от фонда «Даму» и получили кредит по низкой процентной ставке. На эти деньги привезли из Израиля и Австрии оборудование для производства. Параллельно договаривались с супермаркетами Астаны о поставке нашей продукции.
Где находится ваше производство?
Мы открыли производство в Астане. Многие, услышав это, удивляются и спрашивают, почему не в Алматы, ведь там сырье дешевле. На самом деле это не совсем так, потому что основным сырьем для наших соков является яблоко. На рынке есть яблоки разных сортов и разных стран производителей (Казахстан, Китай, Узбекистан, Польша и других). В производстве наших соков мы используем в основном яблоки из Польши, потому что они дают больше сока, и в целом лучше по вкусовым качествам. Они дороже, чем остальные, но когда считаешь объем сока на килограмм яблока, то выходит что дорогие яблоки из Восточной Европы выгоднее покупать, чем дешевые местные аналоги.
А другие фрукты и ягоды вы также закупаете у поставщиков?
В состав Vital Smoothies входит около 15 фруктов, ягод и овощей, в разное время года мы закупаем сырье у разных поставщиков. В том числе, мы покупаем фрукты и овощи у казахстанских производителей.
Были ли какие-то сложности с запуском производства?
На стадии планирования производства у нас не было опыта и знаний в этой сфере, и даже посоветоваться было не с кем, потому что в Казахстане и СНГ аналогичного производства нет. Всю информацию приходилось получать из открытых источников и от европейских производителей оборудования.2015-2017 годы выдались для экономики Казахстана тяжелыми, курс национальной валюты упал больше чем в два раза, произошла сильная инфляция. Это сказалось и на нашем бизнесе – мы получали кредит в тенге, а оборудование купили в евро. В результате оно обошлось в два раза дороже. Высокая инфляция также нарушила все наши планы по стоимости фруктов, ягод и овощей, поэтому мы получили дорогую конечную продукцию.
Салим, сейчас в супермаркетах представлено огромное количество соков и напитков от различных производителей. В чем преимущество вашей продукции?
Наш продукт Vital Smoothies уникален тем, что в отличии от свежевыжатых соков он получен путем холодного отжима свежих фруктов, ягод и овощей, и пастеризуется по особой технологии. Это позволяет нейтрализовать микробы, вызывающие процессы брожения и опасные для здоровья человека. Мы не добавляем никаких ароматизаторов, воды и сахара. Таким образом, соки Vital Smoothies сохраняют все полезные для здоровья человека витамины, естественный вкус и цвет фруктов, ягод и овощей. Срок годности продукта составляет 15 дней, и это достигается за счет отжима и пастеризации, а не за счет консервантов, как думают многие скептики.
На сегодняшний день аналогичной продукции, которая могла бы составить нам прямую конкуренцию, на рынке Казахстана нет. Непрямую конкуренцию составляют свежевыжатые соки, но они не могут выйти на массовое производство и реализацию через супермаркеты из-за срока годности (всего 3 дня), и это влияет на их цену.
Это потому что по своим полезным свойствам свежевыжатые соки лучше?
Когда мы приходим в новые точки продаж для разговора о сотрудничестве, часто сталкиваемся со спорами о том, что свежевыжатые соки намного полезнее, чем наша продукция. Но мы бы хотели отметить, что прежде, чем запустить это производство, изучая технологию, мы сделали для себя удивительные открытия. Одним из них было то, что свежевыжатые соки необходимо употребить в течение нескольких часов после отжима, потому что после этого периода там развиваются микроорганизмы, опасные для здоровья, и начинается процесс брожения. А мы после отжима сразу пастеризуем соки по особой технологии, и таким образом, нейтрализуем опасные для организма микроорганизмы. В Европе и Америке вы не увидите в продаже свежевыжатые соки, разлитые в бутылки со сроком хранения по три дня, а у нас это пока еще происходит.
Также мы узнали, что при получении соков через обычные центробежные соковыжималки крутящиеся элементы в процессе работы нагреваются и при контакте с соком нагревают его, в результате чего образуются канцерогены. Поэтому в развитых странах сейчас очень ценятся соки, полученные путем холодного отжима.
Какие вкусы соков вы предлагаете?
У нас есть ягодные, фруктовые, фруктово-овощные, фруктово-ягодные соки. Всего семь вкусов:
- Клубника, банан, яблоко, апельсин
- Ананас, груша, яблоко
- Морковный
- Ягодный
- Авокадо, огурец, яблоко, банан, груша
- Апельсин, киви, тыква, яблоко
- Компот
Наибольшей популярностью пользуется «Ягодный» смузи, в состав которого входит клубника, виноград, ежевика, черная смородина, лайм, банан и яблоко. На самом деле, выбор вкуса – большой вопрос для нас. Каждый раз перед тем, как запустить производство нового вкуса, мы с командой обсуждаем, что будет пользоваться наибольшим спросом. И тут начинаются споры (смеется).
В каких магазинах можно увидеть ваши соки?
Мы реализуем свою продукцию в Астане, Алматы и Караганде, причем не только через супермаркеты и магазины, но и через бары, фитнес центры, спа-салоны. В Астане Vital Smoothies можно найти почти во всех супермаркетах класса «А». Выход на рынок Алматы мы начали только в августе 2017 года и сейчас продаем свою продукцию в 13 крупных точках – супермаркетах Interfood, «Рамстор», Galmart, Colibri, а также в баре аэропорта Алматы. Также во всех трех городах мы доставляем наши соки на дом/офис при заказе не менее 10 бутылок.
Можете обозначить объем продаж на сегодняшний день?
В Астане мы продаем приблизительно 3000 бутылок в месяц. На рынок Алматы начали заходить совсем недавно, поэтому пока продаем 1200 бутылок в месяц. При этом необходимо учитывать, что население Алматы в 2-2,5 раза больше, чем в Астане. Так что в Алматы есть еще значительный потенциал для роста.
Сколько стоит бутылка сока, и какой у нее объем?
В супермаркетах наша продукция продается по цене 900-980 тенге, в зависимости от накрутки магазина. Мы пока реализуем наши смузи в бутылках объемом 330 мл, но планируем в ближайшее время еще выпустить бутылку с объемом 250 мл, а потом бутылку с объемом 500 мл.
Вы выиграли грант в размере 30 000 долларов от фонда «Саби». На что будут направлены эти средства?
К полученному гранту мы планируем добавить свои средства – 20 000 долларов, и приобрести дополнительное оборудование, которые позволит нам увеличить объем производства, сделать соки гуще и снизить потери при производстве. Хотелось бы поблагодарить фонд «Саби» за оказанную поддержку и доверие. Этот грант поможет нам сделать огромный шаг в развитии производства. Надеюсь, что в скором времени о нашем продукте уже будут знать все казахстанцы.
Планируете выводить продукт на экспорт?
До следующего года мы планируем продавать смузи во всех крупных супермаркетах города Алматы, а в планах – выйти на рынок России, в города Екатеринбург, Новосибирск и Челябинск. Население в этих мегаполисах составляет от 1,5 до 2 миллионов человек, а по неофициальным данным значительно больше. Расстояния от Астаны до этих городов и расходы на логистику примерно такие же, как до Алматы. Таким образом, реализация нашей продукции в городах России даст возможность минимум два раза увеличить объемы продаж! Это наши основные планы на ближайший год.
Точки продаж Vital Smoothies в Алматы:
«Столичный» на Абылай хана
«Юбилейный» на Гоголя
«Galmart» в Dostyk Plaza
«Рамстор» в Mega Alma-Ata на Розыбакиева
«Рамстор» в мкр. Самал
«Макроцентр» в Mega Alma-Ata 2
Рамстор в Mega Park на Сейфуллина
Interfood на Villa dei Fiori
Interfood в City Center на Толе би
Interfood на Гоголя
Interfood на Ленина (уг. Хаджимукана)
Гастромаркет Colibri на Сатпаева
Almaty Airport Bar (в зале международных вылетов)
Точки продаж Vital Smoothies в Астане:
«Galmart» в ТРЦ Keruen
«Galmart» в ТРЦ Keruen City
«Interfood» в ЖК Highvill
«Interfood» в ТРЦ «Хан Шатыр»
«Астана Мир Вкуса» на ул. Кенесары
«Астана Мир Вкуса» на пр. Мангилик Ел
«Астана Мир Вкуса» на ул. Сейфуллина
«Мастер Хаус» на ул. Абылай хана
«Рамстор» в ТРЦ MEGA Silk Way
«Рамстор» в мкр. Самал
«Алма» в БЦ Москва и ТРЦ «Азия Парк»
«ExpoMarket» на пр. Мангилик Ел
Кофейня «La Tartine» в ТРЦ Keruen City, Nazarbayev University и ForteBank
Кофейня «Creperie De Paris» в аэропорту Астаны
Автор: Онель Китапбаева