Скрыть
Скрыть
Заявка на участие
Подтвердите свое согласие с условиями проведения конкурса

Как студент из Астаны открыл социальное кафе для людей с особенностями развития

17.04.2018 – hommes.kz

Маулен Ахметов – парень из Астаны, студент Назарбаев Университета. Ему 21 год, и он успевает не только учится, но и активно занимается социальным предпринимательством. В прошлом году он открыл первое в Астане социальное кафе Kunde, в котором работают люди с особенностями ментального развития. Такая практика широко распространена в мире, но в Казахстане из подобных проектов пока что можно вспомнить только Training Café в Алматы. Меньше, чем за год, идея Маулена встретила огромный отклик – люди с нарушениями развития показывают хорошие результаты после социальной терапии, более того, одного кафе уже недостаточно для того, чтобы трудоустроить всех желающих. О том, как работа в Kunde влияет на состояние «особенного» персонала, Маулен рассказал в нашем интервью.

Маулен, для начала расскажите, почему вы решили открыть социальное кафе? Как у вас появилась эта идея?

Идея, на самом деле, не новая. Реабилитация психически больных людей с помощью трудотерапии, именно в кафе и местах общественного питания, практикуется во всем мире. Я знаю, что такие кафе есть в США, Турции, Украине, Китае. Чтобы понять специфику работы и перенять первичный опыт, я контактировал с социальным кафе Hugs в Техасе – меня очень вдохновил их подход к работе и отзывы общественности. А еще я был удивлен, узнав, что за год до нас в Алматы открылось Training Café. Я приезжал специально к ним, чтобы посмотреть, как это работает в Казахстане. А почему я задумался об открытии социального кафе изначально – потому что я учусь в университете, каждый день обедаю там, и в месяц трачу около 30-50 тысяч тенге на еду. Почему бы не тратить эти деньги с пользой не только для себя? Чем больше я об этом думал и изучал опыт других стран, тем сильнее было желание открыть социальное кафе в Астане.

С чего вы начинали? Ведь запуск социального кафе требует совсем иного подхода, чем открытие обычного заведения?

Мы очень долго отрабатывали план запуска. Только несколько месяцев у нас ушло на то, чтобы понять, какое помещение нам нужно, сколько людей мы сможем трудоустроить, как они будут взаимодействовать с клиентами. Последний пункт – ключевой, потому что персонал должен не просто обслужить гостей, им необходимо общаться. Первым делом я обратился в медицинский центр психического здоровья, который работает в Астане. Наладил контакт с директором центра – Ерболом Нурхатовым. Он очень прогрессивный человек, учился в Англии, видел, как проходит психосоциальная изоляция там и решил имплементировать технику лечения у нас. Насколько я знаю, ему понадобилось около шести лет, чтобы открыть этот центр, и, конечно, его консультация и помощь были очень ценными для нас. А с помещением нам помог Назарбаев Университет – администрация предоставила его на безвозмездной основе, мы всего лишь оплачиваем коммунальные услуги. У кафе есть отдельный вход со стороны улицы Туран. Вообще с этим помещением был казус – обычно оно служит гримеркой для Нурсултана Абишевича, когда он приезжает к нам в университет. Тем не менее, администрация выделила его нам.

Как вы ведете набор персонала, непосредственно работников с особенностями ментального развития? Сотрудничаете с медицинскими центрами?

Мы не занимаемся поиском персонала сами, как правило, ребят к нам приводят родители, родственники, и просят их трудоустроить. Отбором и реабилитацией занимается мой партнер, Асем Саттарова, медицинский психолог, с которой мы и начинали этот проект. А наш управляющий директор Динара Бозжигитова из школы гостеприимства Kammi занимается обучением работников и наймом персонала. Но перед тем, как начать работать в Kunde, человек должен встать на учет в психиатрическом отделении при медицинском центре психического здоровья Астаны, а также пройти обучение и трудовую терапию в центре социальной адаптации. Период терапии зависит от диагноза, и занимает от двух месяцев до полугода. И если человек после этого чувствует, что это его работа, хочет попробовать себя в сфере обслуживания, то наша команда психологов, медицинских работников вместе с родителями или опекунами решают, какая работа ему подойдет лучше всего. После этого человек может приступить к стажировке. И, конечно, при отборе мы смотрим на трудоспособность, на дисциплину. Претендентов на одно место у нас довольно много, поэтому мы выбираем тех, кто действительно готов работать.

То есть казахстанцы приходят к тому, что особенных детей не нужно изолировать от общества, наоборот, постоянное взаимодействие с людьми станет для них эффективной терапией?

Конечно! Это одна из самых распространенных моделей реабилитации людей с особенностями ментального развития в Европе, и меня радует, что сейчас и наше государство поддерживает такие социальные проекты. Реабилитация трудовой терапией заключается в том, что людей с инвалидностью не прячут дома и не пичкают таблетками, а целенаправленно учат жить в обществе, работать, добиваться своих целей. И все это бесплатно. Говоря бесплатно, я имею ввиду, что соцработники, психологи в таких кафе, в том числе у нас, работают в качестве волонтеров. Но благодаря тому, что наше кафе зарабатывает деньги, мы можем поддерживать нашу команду материально. Потому что большинство из них работают в госучреждениях, и зарплаты у них маленькие. Что касается трудовой социальной терапии, хотел бы добавить, что суть нашего проекта заключается не в том, чтобы помогать какой-то одной конкретной семье путем сбора средств, а попытаться решить проблему в корне. А проблема в том, что людей с задержками развития зачастую держат на койке, не показывают в обществе, в семье портятся отношения.

Сколько человек у вас сейчас работают, и какие у них обязанности?

Сейчас у нас работают 18 человек с нарушениями ментального развития, и еще 7 человек в штате – повар, кухработники и другие. Ребята-реабилитационники работают по четыре часа в сутки, оплату они получают почасовую. Некоторые из них уже могут увеличивать свой рабочий день до 6-7 часов, соответственно, и зарплата у них растет. Как я уже сказал, в плане обязанностей у нас индивидуальный подход к каждому сотруднику. Кто-то успешно справляется с работой официанта, уже может принимать заказы у клиентов, общаться с ними, обслуживать их, а кому-то лучше начинать с кухработника или посудомойщика, помогать поварам на кухне.

Маулен, можете сказать, насколько успешно кафе работает сейчас? Сколько посетителей в день у вас в среднем бывает?

Кафе Kunde рассчитано примерно на 50 посадочных мест, работаем мы с понедельника по пятницу. В основном к нам ходят студенты и профессоры Назарбаев Университета. На это и был расчет – во-первых, мы все-таки работаем в кампусе, в закрытом помещении, во-вторых, люди из города просто не успевают приезжать на обед, к примеру. Но скажу честно, мы были удивлены тем, как много студентов к нам ходит. Думали, что большую часть посетителей все-таки будут составлять преподаватели – все-таки они, в отличие от многих студентов, могут позволить себе обедать в кафе. Но оказалось, что студенты также готовы поддерживать социальный проект, что очень радует.

Влияют ли особенности развития сотрудников на качество обслуживания?

Конечно, влияют, ведь особенности у всех разные. Кому-то сложно запоминать заказы, кто-то не улыбается. А ведь это очень важно. Но дело не в том, что они не могут этого делать, а в том, что им требуется больше времени для обучения. Некоторых ребят мы по три месяца учим просто улыбаться людям. Ну, и со своей стороны, стараемся оптимизировать рабочий процесс. К примеру, сейчас у нас официанты не принимают заказы – клиенты делают заказ на кассе, а официант затем просто находит его по номеру стола и относит гостю. Но разница в обслуживании между обычными сотрудниками и сотрудниками с психическими нарушениями есть, и ее надо почувствовать или увидеть. Наши ребята очень искренние, они не могут врать или скрывать свои чувства. Если им что-то не нравится, могут сказать об этом, но всегда стараются обслужить человека как можно лучше, работают со всей душой. Все это благодаря работе наших тренеров, которые занимаются с ними каждый день.

Можете ли сейчас отметить, каких успехов достигают люди с особенностями ментального развития после работы в социальном кафе?

Да, как раз недавно наша команда психологов провела последний мониторинг, и ребята демонстрируют успехи. Во-первых, это увеличение рабочего дня. Как я говорил, они уже могут работать, не сильно уставая, по 7-8 часов. Во-вторых, у всех, кто проходит трудовую терапию в кафе, проходит нервозное состояние. Уже нет срывов, которые раньше случались довольно таки часто. У многих улучшился сон, это очень важно для людей с психическими заболеваниями. И, конечно, заработок. Почти для всех ребят, кроме двоих, это первая работа. Они приносят домой деньги, помогают семье. Если до этого кто-нибудь из родителей должен был оставить работу и ухаживать за сыном или дочкой, то теперь они свободны. Ребята не нуждаются в ежечасном уходе, приносят домой деньги и поддерживают родителей.

В этом году вы выиграли грант в размере 10 000 долларов от благотворительного фонда «Саби». Во что планируете вложить эти средства?

Да, это была наша вторая заявка на участие в конкурсе «Построй свой бизнес», и я был неимоверно рад, когда узнал, что наш проект прошел в десятку финалистов. Очень приятно, что мы выиграли грант именно как бизнес-проект, а не как социальный. На эти средства мы планируем приобрести печь для пиццы и другое оборудование, которое требуется в первую очередь.В ближайшее время мы будем расширяться – с наступлением летних каникул кафе будет пустовать, а желающих работать много. Поэтому нужно открывать новые точки в городе. Эту задачу мы будем решать в ближайшее время. Также мы планируем начать проведение кейтерингов, кофе-брейков, фуршетов. Это опять-таки возможность обеспечивать работой и практикой большее количество людей, и с другой стороны, таким образом, мы увеличим охват – о нас будут узнавать. Я хочу, чтобы казахстанцы понимали, что люди с задержками ментального развития – это не какие-то психи, запертые в смирительных рубашках. Это люди, которым просто сложнее учиться, но они стараются и могут стать профессионалами в своем деле. Мы обязательно будем оставаться на связи с фондом "Саби", чтобы делиться с ними своим опытом работы в социальной сфере.  

Каких результатов своей работы вы хотите добиться через год?

На этот год мы поставили следующие задачи. Первое – помочь ста семьям, в которых есть люди с развитием ментального развития, предоставить им психиатрическую, медицинскую и социальную помощь. На самом деле, таких семей очень много, и для каждой из них это индивидуальная трагедия. Они могут стать счастливыми и полноценными, если будут знать, что у них есть доступ к медицинским и социальным ресурсам. Во-вторых, наша амбициозная цель – открыть три точки Kunde. В-третьих, мы хотим трудоустраивать наших ребят, которые прошли хорошую практику у нас, в обычные рестораны, чтобы они работали наравне с обычными официантами. Это что касается Kunde. А вообще, сейчас мы работает над защитой прав инвалидов, проводим исследования и пытаемся решить множество вопросов, начиная от закупа лекарств до внесения поправок в закон о лишении дееспособности. Целей множество, я думаю, что именно комплексным подходом мы сможем решить часть проблем, имеющихся на сегодняшний день. 

Автор: Онель Китапбаева