Скрыть
Скрыть
Заявка на участие
Подтвердите свое согласие с условиями проведения конкурса

QazAcademy: что из себя представляет стартап по истории Казахстана?

26.03.2019 – hommes.kz

Если вы студент или недавно закончили университет, то в вашей памяти свежи воспоминания о беспощадной и бессмысленной сдаче государственного экзамена по истории Казахстана. Сколько бы мы не зубрили ее в школе и в вузах, сейчас вряд ли кто-то вспомнит без Google год основания Казахского ханства или в каком веке до нашей эры жили саки. Все потому, что зубрежка неэффективна, убежден веб-дизайнер из Алматы, 26-летний Азат Шауен. Он решил предложить свой альтернативный способ изучения истории Казахстана и начал разрабатывать образовательный проект Qazacademy, который включает в себя видеоролики, игры, подкасты, интерактивные карты и геймифицированные тесты. Этот проект получил поддержку фонда «Саби» — безвозмездный грант на сумму $20 000.

Азат, расскажите, как у вас появилась идея проекта по альтернативному изучению истории Казахстана?

Наверное, идея возникла из собственных потребностей. Я заканчивал школу-физмат, и нас очень сильно готовили к ЕНТ. У нас каждую неделю было по одному-два пробных тестирования. А тех, то заканчивал на «Алтын белгi», готовили с удвоенной силой с 10-го класса. Помню, на пробных тестированиях у меня по физике и математике было по 23-25 баллов из 25, а по истории Казахстана — 4-5 баллов. Вообще, история была мне интересна, но на тестировании были сплошь даты и сухие факты. А готовились мы к истории Казахстана по учебнику "Талапкер" Магишат Иiсовой, и в этой книге было порядка четырех тысяч фактов! Их нужно было просто зубрить.

Это было достаточно тяжело для меня и для моих одноклассников. Был у нас парень, который по сельской квоте перешел в физмат. Там он был отличником, а пришел к нам, стал получать тройки. Но он молодец, очень старался, в итоге получил свой «Алтын белгi». Я помню, что в последний год он повсюду ходил со сборником фактов по истории, готовился к ЕНТ. Как-то раз он шел по тротуару, держа книгу перед глазами, и в один момент у него просто кровь пошла из носа, он потерял сознание, настолько переутомился. Поэтому многим зубрить было тяжело, мне в том числе. Я завидовал ребятам, которые могли просто зазубрить определенный объем информации, не понимая контекста, но я так не мог.

Поступив в университет, я начал увлекаться стартапами и участвовать в различных конкурсах. В этот период меня пригласили в стартап-инкубатор iStartup, который возглавлял Константин Горожанкин. Там я познакомился со своим ментором, его зовут Данияр Тенелов, и разработал стартап, который послужил началом для моего проекта Qazacademy. Это была онлайн-игра для подготовки к ЕНТ, она так и называлась — Pass ENT. Это аналог известной игры Conquiztador, в которой игроки завоевывают территорию друг друга с помощью правильных ответов на вопросы. Одно время у нас в университете все «подсели» на эту игру, она стратегическая и азартная. Тогда я и загорелся идеей сделать обучающий проект с элементами геймификации. Поначалу был план сделать игру с вопросами по истории Казахстана, чтобы облегчить школьникам подготовку к ЕНТ. У меня все же был бэкграунд, помимо школьной программы. Мой папа — тюрколог, мама — историк. Они давали мне книги, я читал. На основе школьной и дополнительной литературы готовил контент, составлял вопросы.

Что представляла собой ваша игра?

Это была онлайн-игра, любой человек мог перейти по браузеру и начать играть. Как я уже отметил, это был аналог Conquiztador.com, где, отвечая на вопросы, ты отвоевываешь территории противника. Каждый день на сайт заходило порядка 30-40 человек, за полгода ее протестировали около семи тысяч школьников. Но через какое-то время я понял, что мне будет сложно масштабировать и монетизировать игру. Потому что целевая аудитория — школьники, не самый платежеспособный сегмент. В довершение ко всему мой ментор сказал мне: «Азат, если ты в принципе не умеешь зарабатывать, ты даже с крутым проектом не заработаешь». Эта мысль засела у меня в голове, и я решил, что нужно развивать в себе предпринимательскую жилку. Свою онлайн-игру я временно «заморозил», и начал пробовать себя в бизнесе.

Чем вы занялись?

Я начал участвовать в бизнес-интенсиве своего ментора, открыл турагентство. Для того, чтобы начать продажи, необходимо было сделать сайт турагентства. Я сделал сайт турагентства, он получился классным. Ко мне обращались другие участники бизнес-интенсива и просили помочь им с сайтами. За неделю ко мне обратилось человека три, заказали сайты для себя. Таким образом, за две или три недели на разработке сайтов я заработал больше, чем за полтора месяца на турагенстве. Откровенно говоря, на турагентстве я не заработал ровным счетом ничего, не продал ни одного тура. Тогда я решил — раз у меня хорошо получается делать сайты, к тому же мне это нравится, почему бы мне не заниматься веб-дизайном? В течение семи лет я занимался фрилансом, а с прошлого года открыл свое дизайн-бюро Artshauen.com, начал обучать ребят, потому что сам попросту не справлялся с потоком заказов. Набрал команду, наше бюро успешно работает и по сей день.

А к созданию образовательного проекта вы как пришли?

На самом деле, я всегда мечтал принять участие в конкурсе «Построй свой бизнес», но не понимал, с каким проектом. Но у меня были перед глазами успешные примеры — друг с моей школы Галым Байтимбетов прошел в финал со своим проектом Aquapoint. И вот, в сентябре прошлого года я наткнулся на Arzamas — российский обучающий сайт, который делает невероятно крутые обучающие ролики. К примеру, у них есть ролики «Древняя Греция за 18 минут», «Древний Рим за 20 минут», набравшие более миллиона просмотров на YouTube каждый. Ребята действительно раскладывают все по полочкам за 18-20 минут! Я понял, что это тот самый пример визуализации, которым я когда-то «горел». И главное, я смогу реализовать такой проект. У меня есть навыки веб-дизайна, монтажа, базовые навыки моушн-дизайна.

На каком этапе разработки находится ваш проект сейчас?

Сейчас мы готовим ролики о племенных союзах, населявших территорию Казахстана и Центральной Азии — о саках, уйсунях, кангюях, гуннах. Ролик будет занимать около 15-20 минут, затем его можно будет разбить на мини-нарезки, которые будут публиковаться в Инстаграме. Вообще, мы планируем активно интегрировать контент в Инстаграм — делать видеопосты, сториз, голосования, тесты.

Еще одно направление — подкасты. Мы будем записывать подробные аудиолекции, такой формат удобен для тех, кто углубленно изучает историю с самого начала или для школьников, которые основательно готовятся к ЕНТ.

В дальнейшем мы планируем сделать игры — виртуальную и настольную, с крутой графикой и интересными вопросами. И еще одно направление, которое я начал реализовывать — карта событий с временным таймлайном внизу. Выбирая временной отрезок, вы сможете увидеть на карте все события, которые происходили в это время — кто жил, какие войны или набеги были, чем занимались племена. 

Кстати, на вручении грантов Кенес Ракишев посоветовал нам не ограничиваться историей Казахстана, а заняться контентом по истории хотя бы всей Центральной Азии или даже мира. Поэтому карту событий я хочу развернуть на весь мир, чтобы наглядно можно было видеть, что происходило в разных странах в разные временные периоды. К примеру, во времена саков Египетская империя уже угасала, но в это же время только зарождалась цивилизация майя. Между строительством пирамид и эпохой саков был больший период времени, чем между саками и нашим временем. Лично мне такие наблюдения очень интересны, и они будут отображаться на карте. 

В целом, Qazacademy — большой разновекторный проект, который будет предлагать разные форматы изучения истории Казахстана, чтобы каждый выбрал наиболее интересное для себя направление. Кто-то будет играть, кто-то — слушать подкасты в машине, кто-то — смотреть ролики. Главная цель — рассказать об истории Казахстана интересно.  

Контент будет рассчитан все-таки на школьный курс истории, или он будет расширенным?

Наша основная аудитория — школьники, которые готовятся к ЕНТ и первокурсники, сдающие государственный экзамен. Но помимо них, мы нацелены еще и на проактивную думающую молодежь. Допустим, мне 26 лет, и я кайфую от Arzamas. А есть еще взрослое поколение, которое изучало историю  в КазССР. Им, я думаю, было бы интересно изучать историю по новому формату.

Вы планируете внедрять Qazacademy в школьную программу?

Пока что у меня таких планов нет. Я не хочу, чтобы школьников заставляли заниматься по нашим играм и роликам. Я хочу, чтобы им самим было это интересно. А зная нашу систему образования, мне кажется, можно загубить интерес к любому проекту. Школа должна поддерживать любопытство, но зачастую получается так, что дети ненавидят учебу и то, что им навязывают. А то, что интересно, в корне подавляют. Поэтому на данный момент хотелось бы, чтобы Qazacademy развивался как отдельный проект и не отталкивал детей. У меня есть знакомый, который сам обучает детей на дому. Как это происходит? Он говорит: «Сегодня мы смотрим «Трою». И после просмотра фильма его сын школьного возраста начинает интересоваться историей Древней Грецией. Затем отец дает ребенку почитать мифы и легенды Древней Греции. Я уверен, что этот мальчик будет знать историю Древней Греции лучше, чем мы все, потому что ему интересно было изучать ее. То же самое и со всеми другими дисциплинами.

И все же, как собираетесь монетизировать проект?

Самый доступный способ — продавать подкасты, но для этого нужно собрать аудиторию. Как только мы наберем определенное количество пользователей, подкасты будут доступны в платном приложении для скачивания. Второе — привлечение рекламы на наш канал на YouTube, где будут размещаться ролики. За год мы планируем набрать порядка 40-60 тысяч подписчиков, а это прогрессивная, думающая, и, соответственно, платежеспособная аудитория. Также рассматриваем вариант привлечения спонсоров. К примеру, снимаем ролик о Каспийском море и о племенах, которые населяли территорию Каспия — почему бы не привлечь Kaspi Bank в качестве спонсоров? Мне кажется, им, или же крупным нефтедобывающим компаниям это также будет интересно с точки зрения социальной ответственности.

Как я уже сказал выше, мы не стараемся на данном моменте создавать продукты для того, чтобы заработать на них. Я хочу, чтобы все проекты Qazacademy были в первую очередь интересными и полезными, и тогда спрос на них обязательно появится. В этом я полностью солидарен с фразой Ричарда Брэнсона — «Do good, have fun, and money will come».