Скрыть
Скрыть
Заявка на участие
Подтвердите свое согласие с условиями проведения конкурса

Стартап ITNation: как программист из Павлодара вырастит плеяду казахстанских Цукербергов

28.03.2019 – hommes.kz

Адильхан Рахимбеков — парень из Павлодара, IT-специалист, программист. Приехав несколько лет назад на учебу в Алматы, он обнаружил, что в государственных вузах уровень подготовки IT-специалистов совсем слабый, поэтому решил осваивать необходимые навыки путем нетворкинга. Адильхан прошел путь от создания сообщества, где талантливые программисты делились своими знаниями, до основания образовательного центра Edunation, который сейчас готовит школьников к поступлению в НИШ, КТЛ, РФМШ. А с прошлого года он запустил стартап ITnation, направленный на обучение программированию. Этот проект выиграл безвозмездный грант от благотворительного фонда «Саби» — $20 000.

Адильхан, с чего начался ваш интерес к программированию? Как появилась идея создания сообщества IT-специалистов?

В своем родном городе Павлодаре я закончил гимназию для одаренных детей имени Алтынсарина, углубленно изучал физику и математику. В то время мы с друзьями мечтали поступить в Алматы, для нас это было нечто крутое, поэтому усиленно готовились, штудировали книги по информатике и математике. В итоге, впятером с друзьями поступили в КазНТУ им. Сатпаева, причем специально выбрали пять разных специальностей, чтобы не конкурировать друг с другом. Я выбрал «информационные системы», закончил первый курс на «отлично». Но вместе с тем я понял, что нас обучают по устаревшей программе, этим языкам программирования уже нет применения в Казахстане. Как вообще обучают студентов в наших вузах? Условно, появляются новые термины, новые темы — криптовалюты, биткоин, блокчейн. Наши преподаватели, которым в основном по 40-50 лет, прочитают одну-две книги, и на основе этого начинают учить студентов. Получается, сотни выпускников заканчивают университеты, не выходя за рамки такой ограниченной программы.

Точнее, есть определенные университеты — НУ, КБТУ, СДУ, где преподают программирование на высоком уровне, но у них одна проблема — они дают олимпиадную подготовку. А ее недостаточно для того, чтобы создавать сайты для клиентов, к примеру. Хороший специалист должен понимать заказчика и владеть не только одним языком программирования, но и понимать бизнес-процессы — как будет выглядеть сайт, как его продать клиентам, как сделать наиболее привлекательный веб-дизайн. Этого и не хватает олимпиадникам. Они заточены под какие-то конкретные задачи, им нужно максимально быстро и максимально точно что-то решить. Таким образом, хороший программист должен обладать навыками олимпиадника и в то же время понимать бизнес-процессы.

Исходя из этих проблем, на втором курсе я решил открыть студенческое сообщество. Потом, в процессе его создания, я начал понимать, что таких сообществ много — и по миру, и по Казахстану. Мы связались с международным IT-сообществом ACM (Association for Computing Machinery), у них есть свои студенческие чаптеры в разных странах, и присоединились к ним, заплатив $300 за членство.

Параллельно с учебой я устроился IT-специалистом в акимат, проработал там полгода, затем перешел в промышленную компанию в Астане. Там я начал набираться практического опыта — узнал, что такое тестирование порталов, приложений. В тот период у меня зародилась идея — почему бы не развить наше сообщество до того уровня, чтобы они впоследствии могли устроиться на работу в госслужбы или крупные компании?

Сколько человек было в вашем сообществе и чем вы занимались?

Нас было порядка 50 человек — это наши студенты из КазНТУ, были также ребята с КБТУ и из вузов Астаны. С алматинскими студентами мы собирались по вечерам, искали нужную литературу, учили друг друга, программировали, обменивались знаниями. А после того, как у меня появилась мысль готовить специалистов по программированию для нашего рынка, мы с друзьями начали думать, где взять деньги на это. Решили открыть для начала образовательные курсы для детей, в рамках которых будем готовить их к поступлению в НИШ, РФМШ, КТЛ. Так в 2018 году появился наш первый образовательный проект Edunation. За три месяца мы вышли на окупаемость, набрали более ста учеников. Edunation успешно работает до сих пор, и именно благодаря ему мы собрали часть денег на запуск нашего следующего проекта — ITnation, направленного на обучение программированию.

А чему вы обучаете на Edunation?

Там мы сфокусированы на школьных предметах — физике, математике, казахском, русском, английском языках. Мы разбирались в этой сфере, мой партнер и друг Азат успел поработать в одном из образовательных центров и получил хороший опыт в преподавании. У Edunation есть уже первый выпуск, в начале марта более ста учеников сдали экзамены. Также на базе Edunation мы каждое воскресенье преподавали детям уроки программирования. Это было бесплатно, потому что, с одной стороны, детям нужны такие дополнительные курсы в игровой форме, с другой — мы формировали собственный обучающий контент, который будет интегрирован в проект ITnation.

Я считаю нужным уточнить, что оставил учебу в университете буквально за пару месяцев до его окончания. На 4 курсе я понимал, что моя мечта — открыть свою школу с уклоном на программирование. Но университет не давал мне нужных знаний по этой дисциплине, и мне казалось нецелесообразным тратить столько времени на посещение лекций, которые никогда не пригодятся. К тому времени я уже участвовал в олимпиадах, и, чаще всего, получал зачеты за счет грамот и призовых мест. Поэтому решил забрать документы из вуза до лучших времен, а пока что освободить время для работы, практики, разработки стартапов.

У вас есть примеры собственных успешных стартапов?

В 2017 году я выиграл два республиканских конкурса за мобильные приложения. Первое — UPAY, социальное приложение по изучению английского языка. Его особенность в том, что пользователи изучают язык посредством рекламных объявлений, а входе обучения накапливают баллы, которые потом можно конвертировать в деньги и направить на благотворительность. Таким образом, мы убивали двух зайцев — повышали лояльность пользователей к рекламе, делало ее полезной и эффективной, и стимулировали людей к занятиям благотворительностью. В итоге, крупный казахстанский сотовый оператора выкупил наше приложение за достаточно крупную сумму.

Второе приложение — «Ауылдан» — было создано для того, чтобы городские жители могли заказывать свежие фермерские продукты с доставкой. Сельчане размещали в приложении свою продукцию — овощи, мясо, молочную продукцию, а вы могли заказать то, что нужно, с доставкой на определенный день. Таким образом, я получил опыт работы в стартапах, в командах. И эти знания я теперь хочу применять в нашем проекте ITnation.

Теперь давайте перейдем непосредственно к ITnation. В чем суть проекта?

Наша задача — учить программированию детей, начиная с пяти лет и сопровождение его в течение школьного возраста.

Что можно научиться делать в пять лет?

В пять лет активизируются творческие процессы в мышлении. Нужно изначально задать курс на то, что программирование — не что-то суперсложное. Это в первую очередь творчество. 99% работы программиста происходит в голове. Мне было бы недостаточно одних лишь только навыков олимпиадного программирования для того, чтобы придумать приложение по изучению английского, которое соединяет рекламные объявления, переводит их на английский, чтобы за это еще платили деньги и переводили их в благотворительный фонд. Для этого нужна фантазия, творческий подход к работе.

Возвращаясь к вопросу, чему можно научить пятилетнего ребенка — мы учим его языкам «Скретч» и Unity3D. «Скретч» — детская программа, в Америке ее преподают с первого класса. Ее суть заключается в том, что ребенок собирает конструктор лего, и каждая его часть — это определенный код, который делится на движение, управление и другие команды. Помните компьютерную игру Super Mario? Так вот, такую игру может сделать ребенок 6-7 лет. Им это интересно — сначала дети прописывают сценарий на бумаге (на этом этапе мы не используем компьютеры). По ходу дела они узнают, что такое сюжет, какие бывают игры, могут сделать анимационную открытку для мамы. Дети работают в команде, придумывают одну сюжетную линию, учатся коммуникабельности. Затем мы приступаем непосредственно к разработке приложения.

В игре персонаж должен двигаться вперед-назад, прыгать. Все это — система координат, которую начинают изучать в 5-6 классе. А наши дети в пятилетнем возрасте интуитивно понимают, что такое система координат и как она работает. В пятом классе, когда они будут проходить эту тему, поймут ее применение.

С 5 до 10 лет все занятия будут проходить исключительно на играх, роликах, мультиках. Когда дети занимаются чем-то в игровой форме, они лучше запоминают предмет изучения. Все творческие процессы объединяются с программированием, чтобы в голове появилась связка — к любой игре можно подойти с технической стороны.

Затем начинаются чуть более сложные процессы — дети начинают заниматься разработкой сайтов, изучают веб-языки. По сути, 12-летний ребенок может скопировать любой сайт, собрать страницу по шаблону, создать сайт онлайн-журнала, заполнять его контентом.

На какой стадии находится ваш проект сейчас?

У нас готова методика, мы разделили ее по возрастным категориям. Наша основная аудитория - дети, но параллельно мы будет готовить и студентов.  Сейчас коммуницируем с IT-компаниями Казахстана и узнаем, какие специалисты им нужны. К примеру, будем приглашать школьников старших классов и студентов, которые уже изучают программирование, но еще не определились, кем они станут через четыре года. Студенты у нас будут обучаться конкретной специальности в конкретной компании. Например, 10 человек учатся на разработчиков для проекта Рамиля Мухоряпова Chocofood. После выпуска они придут к работодателю, пройдут тест, и если сдадут его успешно — их примут на работу. А школьники будут осваивать базовое программирование и компьютерную грамотность. Во время обучения мы будем давать им какие-то аутсорсинговые проекты. То есть мы хотим, чтобы они учились и сразу зарабатывали.

За какой период времени можно освоить полный курс программирования?

Как я уже сказал, курсы рассчитаны на определенную возрастную категорию — с 5 до 9 лет, с 9 до 13, с 14 до 16, и на студентов, обучающихся на программистов. Базовый курс программирования охватывает 2,5 года. За это время ученики освоят основные языки программирования, научатся разбирать и чистить свои компьютеры, будут знать, что такое Google-документы, как работать с почтой, что такое спам и антивирусы. Чтобы вы понимали, в университете за 4 года не дают таких знаний.

ITnation будет направлен только на программирование, или планируете преподавать и другие дисциплины?

Программирование будет основным нашим направлением. Также мы предусмотрим основы информационной грамотности для людей старшего поколения. Сейчас многим из них на работе нужен Excel, 1C, да банально есть люди, которые не умеют работать в Word и с почтой. Мы будем проводить эти курсы либо за символическую оплату, либо бесплатно. Почему можно делать это бесплатно? Сейчас есть такой термин, как «новая грамотность». В давние времена, чтобы считаться образованным человеком, достаточно было уметь читать, писать и считать. Еще двадцать лет назад знание персонального компьютера и наличие водительских прав давали вам преимущество при приеме на работу. А сейчас это все обязательные рядовые навыки, которым даже никто не считает нужным обучать человека. Точно таким же навыком в скором времени станет программирование и компьютерная грамотность. Практически в каждой работе используются компьютеры и гаджеты — они экономят время и человеческие ресурсы.

Еще одно направление, которое мы будем внедрять в ITnation — soft skills. Такие качества, как коммуникабельность, умение работать в команде, мотивировать себя и коллег, чувствовать и понимать другого человека также переходят в разряд рядовых требований.

У вас уже есть специалисты, которые будут преподавать эти дисциплины — психологию, EQ и другие?

Да, они уже работают на проекте Edunation. Это студенты последних курсов, мы находим их через Олимпиады, многие ребята-преподаватели приходят к нам из других образовательных центров.

Когда вы планируете запустить ITnation?

Летом этого года. Мы уже договорились с КТЛ, что они будут отправлять к нам своих учеников на летнюю подготовку к Олимпиадам. Стоимость обучения составит от 30 000 до 50 000 тенге в месяц. И я уверен, что этот проект будет иметь успех.

В чем проблема образования в сфере программирования сейчас? В том, что контент создается и обновляется невероятно быстро. Его пишут не учителя, а сами ученики. Технологии каждый раз становятся лучше и прогрессивнее, новые айфоны выходят каждый год. Также выходят и различные версии языков программирования и новые виды вирусов, соответственно, нужно придумывать новые подходы в борьбе с ними. Тот учебник, который вы напишете сегодня, завтра станет неактуальным. Поэтому изучать программирование в вузах бессмысленно, пока они не создадут некую экосистему между собой и IT-компаниями. Именно это мы и хотим это сделать. В Казахстане ежегодно 15-18 тысяч студентов заканчивают IT-вузы, но только 400 идут работать по специальности. Основная часть уезжает за рубеж, наши ребята работают в Google, Microsoft, Amazon, Facebook и в других международных компаниях. Поэтому я считаю, что нужно учить детей с раннего возраста, и через 20 лет мы получим целую плеяду отличных специалистов, которые останутся у нас в стране. Мы дадим им работу и хорошую оплату. Они будут знать, для чего они учатся, у них будет цель. Только программист с целью на будущее станет хорошим специалистом.